Новости
23.01.2023

 

В рамках проведения акции «Ленточка Ленинградской Победы» 18 января ребятам был показан документальный фильм об операции о прорыву блокады города Ленинграда "Искра" (12 по 30 января 1943 года).

Это событие изменило весь ход битвы за Северную столицу. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо. Благодаря подвигу советских воинов осажденный город получил сухопутную связь с Большой землей и был спасен от голода.

.....Вспоминает, Петров Анатолий Константинович (р. 1904) - в годы войны — заместитель командующего саперной армией, затем заместитель начальника и главный инженер управления оборонительного строительства Ленинградского фронта.

"Утром 12 января 1943 года началось! Одновременно тысячи орудий вели артобстрел левого берега Невы. К гулу разрывов снарядов присоединился грохот реактивных «катюш». Откуда-то слышались звуки оркестра, исполняющего «Интернационал». Под эти звуки бойцы
дивизии генерал-майора Н. П. Симоняка спустились на лед, чтобы одним рывком достичь левого берега.

Потребовалось 6—7 минут, чтобы первые ряды атакующих преодолели полкилометра — ширину реки в этом месте. Бежали они в валенках, в ватных штанах и телогрейках, имея при себе автоматы, диски патронов
к ним, связки гранат, штурмовые лестницы.

Наступление шло по всему фронту. Поступили сведения, что 106-й саперный батальон проделал проходы в минных полях и вместе с пехотинцами вступил в рукопашную схватку с врагом. Выбыл из строя командир роты, на его место встал молодой лейтенант Н. Н. Бадаев. Под его руководством бойцы захватили наблюдательный пункт противника, взяли в плен штабного офицера. А на правом — бойцы инженерной бригады полковника Шубина подтягивали к реке тяжелые деревянные щиты, которые должны были служить настилами для
четырех переправ. Начальником первой переправы назначен капитан Гуляницкий, а за наведение всех переправ отвечал майор Гультяев.

Лед к этому дню достиг толщины 44 сантиметров и должен был выдержать тяжелые машины. Саперы нервничали. Они понимали, что пехоту должны поддержать танки, и как можно скорее, но разрешение на переправу Бычевский еще не давал. И хотя ему тоже хотелось, чтобы наши танки шли впереди пехоты, но рисковать он не мог: только с наступлением темноты можно было наводить переправы.

Наконец стемнело. Понтонеры батальона Гуляницкого стали укладывать деревянные брусы и крепить их со льдом. Через два часа все это должно было смерзнуться в прочный монолит. Конструкция лежневки твердела на глазах.

И вот на лед тихо спускается первый Т-34. Все затаили дыхание. А танк уже на левом берегу. За первой двинулась вторая машина, за ней — третья. Лед прогибается, но все же держит на себе многотонный Труз. После пятнадцатого танка прогиб льда увеличился, появились трещины, выступила вода. Лед «устал». Ему нужен отдых. Но есть запасные переправы. И танки идут по ним. Разве это не победа инженерной мысли!

Противник все же заметил переправу и обстрелял ее. Четыре понтонера убиты и более двадцати ранены, из них три командира. Переправу тяжелых КВ пришлось перенести на третью трассу. Грозные машины благополучно достигли левого берега Невы".

Из книги: Дорогой мужества : [Воспоминания ветеранов партии - участников Великой Отеч. войны / Сост. Кузнецов В. А., Иванов А. Т.; Лит. запись Головина Г. И.]. - М. : Политиздат, 1988 стр. 157-158.